Разговор с психологом. Ответы на популярные вопросы родителей

28 марта, 11:16

Важную роль в развитии хоккеиста играет психологический фактор. Многие родители задаются вопросами: «Как понять, что ребенка нужно отдать на хоккей?», «Как справляться с нагрузками и давлением?», «Как правильно вести себя?». Об этом мы поговорили со спортивным психологом медицинского центра СКА :

— Можно ли заранее определить, что ребенку подходит хоккей?

— Мечта каждого родителя — словно по волшебству определить, какой спорт подходит ребенку. Если нравится хоккей, и ребенок хочет им заниматься – важно дать ему попробовать. Желание порождает огромную мотивацию, которая покрывает все. Темпы развития у всех разные, поэтому конечно будут переживания, что у кого-то лучше получается, у кого-то хуже. Главное, не убить само желание как минимум до 12 лет. Когда спортсмен станет старше, уже можно будет понимать, стоит ли заниматься хоккеем дальше или сменить деятельность.

Очень приблизительный прогноз сделать можно. Существует психоспортопрограмма, которая помогает определить основные психомоторные характеристики. Все связано с типом нервной системы. Она дается от природы, но раскрывается ближе к половому созреванию.

— Каким должен быть хоккейный родитель?

— Нужно понимать, как работает детская психика. От того, что вы будете ругать и требовать, ребенок все равно ничего не поймет. Ребенок плохо опознает свои эмоции, его этому не учат, а просто требуют: «успокойся», «соберись», «не волнуйся». После подобных фраз юный спортсмен не может справиться с такой взрослой задачей и начинает еще больше тревожиться.
Ребенка постоянно оценивают учителя и тренеры. Если и дома происходит то же самое, то он понимает, что нигде небезопасно, и его психика не отдыхает. Нужен баланс. Иначе это будет сказываться на психомоторике – отсюда вялость, заторможенность. Плюс если родители критикуют работу тренера при ребенке, то он тоже не понимает, кому верить.

Это не значит, что не надо интересоваться и поддерживать. Просто не нужно становится вторым тренером. Ребенок должен понимать, что дом – это безопасное место, где его любят и принимают вне зависимости от результата.

— Хоккей — командный вид спорта. Можно и нужно ли сравнивать себя с другими?

— В спорте от этого не уйти. Мы всегда соревнуемся. В детском спорте сравнивать лучше не с другими, а с самим собой. Смотреть, двигаюсь ли я относительно себя вчерашнего, ставить себе цели. Если сравнивать себя с другими, то ребенок будет ориентироваться не на свои действия, а на чужие. Всегда будет кто-то лучше, быстрее и сильнее. Но если на этом фокусироваться, то кроме тревоги ничего не придет. Нужно искать свои преимущества и развивать их. Задача тренера — найти сильную сторону спортсмена и ее поддерживать. Родителям важно говорить ребенку то, что получается, а не останавливаться на том, что не так. Так ребенок будет получать уверенность и прогрессировать.

— Как правильно предлагать помощь, когда у ребенка что-то не так?

— Бывает такое, что родители смотрят на ребенка и видят способ самореализации: «Мне хорошо, если мой ребенок что-то сделал/выиграл/др». Поэтому успехи детей влияют на самооценку родителей.

Чтобы правильно оценить состояние ребенка, нужно понаблюдать за ним отстранившись от своих переживаний, со стороны. Дети интуитивно всегда дают нам информацию. Например, если что-то не так в команде — ребенок не хочет ехать на тренировку, если переутомился — капризничает. В этот момент нужно предложить свою помощь. Не впадать в панику, ничего не требовать, а спокойно поговорить и выяснить причины необычного поведения.

— Что делать, если юный хоккеист потерял мотивацию и просто ничего не хочет?

— У ребёнка сознательная постановка целей и стремление к ним формируются после 12 лет, а по-настоящему где-то к 14 годам. Раньше действует внешняя мотивация, взрослые подсказывают ребёнку что делать и зачем.

Мотивация включает в себя: потребности, мотивы и цели. Их осознание и понимание сложный процесс, иногда недоступный даже взрослым. Все встречались в жизни с ситуациями, когда я хочу (цель есть), но как-то вяло к ней иду (иностранный язык, лишний вес, режим дня, занятие спортом, медосмотр, уборка в квартире и пр.). Почему? Потому что нет ясности в том, зачем мне это надо? Что я от этого получу (для ребёнка важны эмоции)? Когда я это получу («когда будешь взрослым» – не работает, временная перспектива для ребёнка очень короткая)? Как это сделать (пошаговый план простых действий, приводящих к результату)?

Ребенку плохо, он устал — начинается протест. Ему кажется, что если он бросит хоккей, то ему станет легче. Возможно, на какое-то время действительно так и будет. В переходный возраст 10 лет и 17 лет – мотивация падает, случаются кризисы. Важно узнать, попадает ли это желание все бросить на кризис, в чем противоречия. Все это корректируется и поправляется. Главное, разобраться в причинах спада и принять меры для решения проблемы, не молчать до последнего.